Для развития полноценной речи у ребёнка, которая помогла бы ему усваивать знания, без затруднений общаться, нужны соответствующие условия. С первых месяцев жизни до первого, класса и далее ребенок доложен слышать правильную речь.
Дорогие родители! Следите, пожалуйста, за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от нарушения звукопроизношения, если таковое имеется. Говорите медленно, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием.
Решающее значение имеют хорошее состояние слуха, умение слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит нервная система. Возможно, не лишнее напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи; органы голосоподачи и голосоведения, то есть гортань с голосовыми связками. Система воздушных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.
Органы дыхания подают струю воздуха, необходимую для образования голоса. Система воздушных полостей — резонанс, усиливает звук голоса. В результате активной деятельности органов произношения ( язык, губы, нижняя челюсть) образуют звуки речи. Язык и губы совершают движения, принимают различное положение, мягкое небо закрывает и открывает проход в нос.
Необходимо обеспечить ребенку систематическое речевое общение, беседовать с ним на различные темы, предлагать рассказывать об увиденном, о проделанном, описывать предметы, использовать речевые игры, вместе читать, обсуждать прочитанное. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь не перебивать. Если ребенок ошибался, указывайте на ошибки только после того, как он закончит свой рассказ.
Постоянно заботьтесь о расширении словарного запаса у ребенка. Уже к 5 годам словарный запас ребенка, активный словарь, должен достигать 3000 слов, должен быть насыщен прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из — за, из-под и др.). Занимайтесь словообразованием, словоизменением, связью слов в предложениях, точностью употребления слов.
Речь базируется на таких психических процессах, как внимание, память, мышление, поэтому их следует постоянно развивать. Используйте игры, требующие внимания к звуку, слову. Старайтесь, чтобы помимо школьных заданий ребенок заучивал интересные, красивые, веселые стихи, загадки, пословицы, поговорки. Это сделает речь образной, эмоционально богатой. Предлагайте игры на развитие мышления, где требуется сравнивать, анализировать, обобщать.
Наберитесь терпения и любви. Совместные занятия с ребенком подарят вам и ему много радостей познания и поиска, удовольствие от успехов и расширения кругозора. Ваши усилия принесут заметные плоды в психическом, умственном и речевом развитии ребенка.
Расстройства чтения и письма (биография и дислексия) являются самыми распространёнными формами речевых нарушений у младших школьников.
Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы. Причины дисграфии и дислексии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих зон мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).
Если ребёнок имеет нарушения чтения и письма, посещает логопедические занятия, родители должны способствовать закреплению получаемых знаний и навыков.
Если ребёнок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звуко-слоговой синтез.
Ребёнку можно предложить упражнения:
-назвать слово, произнесённое отдельными звуками (к, о, ш, к, а; к, о, м, н, а, т, а);
-назвать слитно слово, произнесённое по слогам;
-составит слово из слогов, которые даны в беспорядке;
-произнести слитно предложение, которое дано по слогам: ( На-тра-ве-не-вид-но-троп-ки).
Проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов.
Упражнения, способствующие устранению нарушения письма:
-добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу:
но… (нос), но… (нога), но… (норка), но… (носильщик);
-подобрать слово с определённым количеством звуков (с, сон, сани, сахар, собака, самолёт)
-составить слова с различным количеством слогов (кот, кошка, барабан, помидоры);
-преобразовать слова:
а) добавить звук (мех-смех, рак-брак, роза-гроза, стол-столб);
б) изменяя один звук в слове, составить цепочку слов ( сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын);
в) переставить звуки местами (липа-пила, палка-лапка);
г) составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (сом-муха-аист-тучи-индюк-кино-ослик-кот и т.д.);
д) назвать слова, в которых звуки расположены в обратном порядке (кот-ток, нос-сон,сор-рос).
Необходима постоянная работа по обогащению словарного запаса ребёнка.
Родителям леворукого ребёнка важно помнить:
-леворукость сама по себе — не патология, а один_из_вариантов нормы;
-леворукий ребёнок очень раним и требует бережного, внимательного и доброго отношения; -у леворукого ребёнка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.
Не следует переучивать ребёнка. Насильственное переучивание леворуких детей может быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья. При переучивании угнетаются функции право полушария мозга. Это может привести к нарушению речевых функций и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабевает внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Нарушается баланс взаимодействия правого и левого полушарий, что приводит к неустойчивости психической деятельности и трудностям в обучении. Переученные дети могут длительное время оставаться самыми маленькими в классе.
Переучивание может стать психогенным фактором возникновения невроза. Ребёнку навязывается не свойственный его природе тип деятельности. В итоге, совершая многие действия неловко и неумело, ребёнок ощущает неуверенность в своих силах, тревожность, нерешительность, боязнь повторить неудачу, обиду, и унижения, Стараясь избежать столь тяжких переживаний, ребёнок просто отказывается рисовать или писать. Конфликт между возможностями ребёнка и требованиями к нему становится неизбежным. Ребёнок боится, но вынужден подавлять страх, он не уверен в своих силах, но должен работать, бесконечно подавляя свои эмоции. Всё это приводит к повышенной возбудимости ребёнка, неадекватности его реакций, нарушениям сна, невротическим изменениям личности.
Что же делать родителям? Как помочь леворукому ребёнку справиться с возникающими у него проблемами?
Первое условие: леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Причём речь идёт не только о прямых упрёках или порицаниях. Не должно быть ни тяжёлого вздоха, ни упоминания о его неловкости.
Второе условие: не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помощью он с ними справиться. Если не даётся письмо, нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Хороши при этом лепка, рисование, вышивание, вязание и др. действия, развивающие движения пальцев кисти. Нужны пальчиковые упражнения и игры с пальчиками. Если зеркальное письмо, путаются похожие по написанию буквы, займитесь тренировкой пространственного восприятия. Трудности поведения нельзя снять окриком или наказанием. Родители должны успокоить ребёнка, дать ему расслабиться, снять напряжение.
Третье условие: рациональный режим дня, Ведь леворукий ребёнок, как правило, возбудим, быстро утомляем.3-3,5 часа должны составлять прогулки, игры на свежем воздухе, 11 час — сон (для детей 6-7 лет).
Четвёртое условие: приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Ребёнок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверен, что ошибки не караются, а исправляются.